Компьютер: и польза, и вред
28.07.2023В XXI веке представить себе жизнь без компьютера довольно сложно. Несомненно, с изобретением компьютера человечество шагнуло вперед. Это помощник в различных сферах нашей жизни, будь то работа, учеба, отдых, общение и др. Для того, чтобы свести к минимуму неблагоприятное воздействие компьютера на человека, особенно на неокрепший детский организм, необходимо знать и соблюдать ключевые правила работы.
XXI век — век информационных технологий. Сегодня информационные технологии задействованы везде: в промышленности, в авиатранспорте, ж/д транспорте, науке, образовании, социальных структурах, государственном управлении, экономике и культуре. Компьютеры достаточно давно и прочно вошли в нашу жизнь. Они кардинально поменяли мир и возможности людей, облегчили жизнь. Иногда мы уже не представляем себе нашу жизнь без компьютера и интернета. Медики используют компьютеры для диагностики организма. Для модельеров, дизайнеров, архитекторов и инженеров компьютер открыл огромные горизонты. На производстве компьютеры управляют другими машинами. Для многих людей он стал неизменным атрибутом рабочего места. Не меньшее распространение получили и домашние компьютеры, они помогают нам в работе, сделали разнообразным наш досуг. Все возрастающая доступность Интернета открывает огромный океан информации и позволяет общаться независимо от границ и расстояний.
Нам, особенно нашим детям, предстоит жить в компьютеризированном обществе. Поэтому необходимо обучать школьников не только азам компьютерной грамоты, но и правилам безопасного общения с ним.
Компьютер может стать другом или опасным врагом, может помочь в беде, а может создать массу проблем, может помочь найти друга а может привести к одиночеству.
Самый большой вред от компьютера в том же, в чём и его достоинство – в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму его негативное влияние на здоровье.
1. Влияние на зрение.
Когда дети заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. Мышцы, которые управляют глазами и фокусируют их на определенном предмете, просто устают от чрезмерной нагрузки. Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера. Чрезмерное увлечение работой за компьютером может также усугубить уже имеющиеся проблемы со зрением.
Чтобы избежать этой проблемы, нужно выполнять несколько простых рекомендаций:
а) продолжительность работы за компьютером не должна превышать:
для дошкольников 7-10 мин в день;
для школьников 8-10 лет 45 мин в день;
для школьников 11-13 лет 90 мин в день;
для школьников 14-16 лет 135 мин в день;
б) рекомендуется делать короткий перерыв через каждые 20-30 минут занятий;
в) лучше работать на компьютере в первой половине дня;
г) в течение недели ребенок может работать на компьютере не более 3-х раз;
д) комната, в которой ребенок играет, должна быть хорошо освещена;
е) стол и стул должны соответствовать росту ребенка;
ж) расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см;
з) после игры на компьютере сделать гимнастику для глаз ( это могут быть такие простые упражнения, как, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах);
и) разнообразить характер занятий ребенка за компьютером ( работу с текстовым процессором можно чередовать с игрой, в которой присутствуют движущиеся объекты ).
Если, несмотря на эти меры предосторожности, ваш ребенок жалуется на головную боль, если у него воспаляются и чешутся глаза или если у него неожиданно возникают трудности с чтением или другими школьными занятиями, то вам необходимо показать его офтальмологу.
2. Влияние на осанку.
Вред наносит компьютер и на правильную осанку у детей. Как правило, место для игры или обучения за компьютером не оборудовано под рост малыша. Или он играет в ноутбук, развалившись на диване, на полу. Спина находится в неправильном положении. Ребенок сутулится или сильно вытягивает шею, потому что не видит изображение. Со временем это приводит к искривлению позвоночника. Появляются жалобы на головные боли и боли в спине.
Правила сидения за компьютером :
а) стол и стул должны соответствовать росту ребенка;
б) ноги должны быть согнуты под прямым углом и опираться на пол;
в) спинка стула должна поддерживать нижнюю половину спины;
г) голову держать прямо, с небольшим наклоном вперед;
д) руки должны свободно лежать на столе, а плечи – расслаблены;
3. Психологическая зависимость.
Вред от компьютерных игр:
- игры требуют повышенного внимания, затягивают, от них трудно оторваться;
- ребенок отождествляет себя с героем компьютерной игры, что часто приводит к искаженному восприятию реальности ребенком: агрессивное поведение, физическое насилие и даже убийство перестают быть в глазах детей чем-то страшным;
- гибель персонажа переживается как собственная;
- уход в игру "с головой" сопровождается агрессивностью и озлобленностью;
- возникает игровая зависимость.
Слишком динамичные игры, возбуждают нервную систему ребенка и вызывают быстрое переутомление. В результате нарушается сон и аппетит, появляется раздражительность и агрессия, снижается концентрация внимания и способность к обучению.
Чрезмерное увлечение детей компьютером вместо ожидаемой пользы может принести значительный вред:
- дети мало времени действительно учатся чему-нибудь, в основном компьютер необходим им для игр, для скачивания музыки, для "сидения в чатах";
- зачастую нашим детям становится неинтересно живое человеческое общение, они перестают ценить отношения людей, не замечают эмоциональных переживаний;
- замена живого общения и игр со сверстниками даже самими лучшими развивающими программами приводят к нарушениям физического и интеллектуального развития ребенка. Дети отказываются от чтения книг. Они практически не бывают на свежем воздухе, мало двигаются, а значит - чаще болеют.
У детей возникают сложности с личным общением , так как их речь слишком примитивна:
а) каждый 3-й ребенок к началу школьного обучения имеет недостатки в произношении звуков;
б) каждый 2-й - недостаточное развитие фонематического слуха;
в) большинство детей испытывают трудности в подборе слов и формировании связного высказывания;
г) около половины первоклассников испытывают трудности в общении со сверстниками , речь детей эмоционально бедна;
д) отставание в усвоении устных предметов;
Конечно, игры стимулируют развитие ребенка, в частности развивают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, память и логику, внимание и скорость реакции. Кроме того, игры значительно облегчают процесс обучения и служат для подготовки ребенка к жизни в информационном обществе.
Роль компьютера в жизни школьника велика, но он не должен мешать детям заниматься и другими интересными делами. И если все делать в меру и при участии родителей, то никакого вреда сам компьютер нанести не может.
Именно поэтому, приобретая компьютер – вещь очень полезную, мы должны понимать, что на нас ложится ответственность за то, пользу или вред принесет компьютер окружающим нас людям.