Загадочная болезнь аутизм

Вся наша жизнь построена на эмоциях. Благодаря им мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии другого человека. Жизнь, наполненная эмоциями, – необходимость, и больше всего в них нуждаются дети.

Аутизм – неспособность формировать эмоциональные отношения с окружающими – обычно проявляется в течение первых трех лет жизни. Этих детей легко узнать по взгляду, «погруженному в себя», отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Дети, которые не могут найти связь с внешним миром, не хуже и не лучше обычных, они просто другие».

В то время, когда обычные дети начинают узнавать маму, а происходит это обычно в возрасте двух месяцев, ребенок с аутизмом остается безразличным к внешнему миру. Он не пытается установить зрительный контакт, его взгляд направлен словно сквозь человека. К сожалению, многие стараются не обращать на это внимания, да и врачи не всегда вовремя диагностируют данный синдром, не обращая внимания на очевидные симптомы.                                                            

Какие особенности поведения помогают поставить диагноз аутизм в раннем возрасте?                                                                                                                                        

До года дети-аутисты могут мало отличаться от обычных. Внимательные родители уже через месяц-два после рождения ребенка по плачу могут понять, что он хочет: кушать, играть или испытывает дискомфорт. Плач детей-аутистов обычно монотонный и невыразительный. Гуление часто отсутствует, а вместо него дети визжат или кричат. Малыш не смотрит в глаза, менее активен и любознателен, по сравнению с обычным ребенком.

В возрасте одного-двух лет могут появиться первые слова, но ребенок их использует бессмысленно. Ему больше нравится быть одному. Он не проявляет беспокойство, если остается без мамы или близкого родственника. Дети-аутисты обычно не используют игрушки по назначению, любимой игрой может быть складывание игрушек в одну линию.

В два-три года словарный запас отсутствует или очень ограничен, слова часто используются без соответствия их значению.

В три-четыре года ребенок не стремится играть с другими детьми, о себе обычно говорит во втором или в третьем лице, то есть «ты» или «он» (так, как называют его окружающие).

Несмотря на то, что дети-аутисты уже до года отличаются от обычных, диагноз часто ставится только после двух лет, до этого возраста все симптомы объясняются странностями поведения.

Аутизмом чаще страдают мальчики. Существует несколько версий возникновения данного синдрома, но ни одна из них полностью не доказана. Считается, что причиной аутизма может быть нарушение развития мозга, хромосомные аномалии или их генные мутации. Расовых различий в распространенности этого синдрома нет. Раньше считалось, что аутизм всегда сочетается со снижением интеллекта, сейчас доказано, что это не так. Среди детей-аутистов примерно 30% имеют интеллект выше среднего, у некоторых могут быть даже выдающиеся способности в различных областях, но есть среди них и люди с умственной отсталостью.

Причины развития аутизма.

Ученые не могут с точностью ответить на вопрос об основаниях появлениях данного заболевания. Истинная причина неизвестна, к косвенным относят:

‒ генетический фактор;

‒ наследственность;

‒ сочетание вредных воздействий на организм матери во время беременности и родов;

‒ заболевания: менингит, фенилкетонурия, энцефалит;

‒ отравления ртутью/свинцом;

‒ позднее отцовство или материнство (в возрасте после 40 лет).

Несколько рекомендаций для родителей.

Иногда кажется, что аутистам никто не нужен, им комфортно в одиночестве. На самом деле это не так, они нуждаются в обществе, хотят быть понятыми, но просто не знают, как это сделать. Задача родителей и психологов – помочь им найти контакт с внешним миром. Считается, что чем больше времени аутист будет проводить в нормальных, неспециализированных детских учреждениях, тем больше шансов у него адаптироваться в обычном мире.

Несмотря на сложности в обучении, аутистов интересуют три области: математика, живопись и музыка. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером, налоговым инспектором или программистом. Некоторые особенности аутисты сохраняют всю жизнь, например, педантично расставляют вещи в своем доме, опасаясь перемен. Стремление к упорядочиванию объединяет аутистов с компьютером. В бездушной машине, общающейся при помощи знаков, многие больные видят единственное близкое существо. Отсюда и способности к программированию.

Родители должны помнить о том, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и анализируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир аутичного ребёнка и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны знать, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Вывод.

Таким образом, аутизм — это общее расстройство развития, которое характеризуется непереносимостью обычных человеческих нагрузок (все воспринимается слишком сильно и ярко), особенно близкого контакта с другим человеком и слабостью чувства я. При этом дети с таким диагнозом, на самом деле отнюдь не отворачиваются от окружающего мира – желание общаться и быть понятыми, как правило у них еще больше, чем у обычных детей.

УЗ «1-я городская детская поликлиника»

Минск, ул. Золотая Горка 17

Регистратура
+375 17 293-63-18
+375 17 293-68-94

Вызов врача на дом
+375 17 293-68-93

"Горячая" линия
+375 17 293-63-06

Телефон доверия
по фактам коррупции
+375 17 290-55-01

Республиканский телефон доверия для наркологических пациентов
8-801-100-21-21

Экстренная психологическая помощь для взрослых
+375 17 352-44-44, +375 17 304-43-70

Экстренная психологическая помощь для детей и подростков
+375 17 263-03-03

Экстренная психологическая помощь для несовершеннолетних в кризисной ситуации
8 801 100-16-11