Виртуальная агрессия

Говоря о виртуальной агрессии, прежде всего нужно определиться, что вообще представляет из себя агрессия.

Агрессия - целенаправленное деструктивное (разрушающее) поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности.

Какая бывает агрессия?

Если физическую агрессию мы встречаем в жизни, слава Богу, не каждый день, то агрессия вербальная поджидает нас на каждом шагу, и более того, она стала привычным явлением. Словесной агрессией жертву могут подтолкнуть в том числе и к суицидальным мыслям, например, с помощью интернета. И здесь мы подошли не просто к вербальной агрессии, а к агрессии виртуальной. Что это за феномен? Виртуальная – это такая агрессия, которая проявляется и действует на людей в виртуальном мире, т.е. прежде всего через интернет, телевидение и компьютерные игры. К сожалению, этот способ негативного воздействия обрел второе дыхание благодаря популяризации социальных сетей, и особенно отчаянно на него реагируют, вплоть до самоубийства, подростки и молодые люди.

Если телевидение – это уже явление, так сказать, прошлого века, и его влияние несколько ослабляется, по сравнению с другими видами социальной коммуникации, то Интернет – бурно развивающееся поле, где можно обнаружить разные по окраске (как положительные, так и отрицательные) психологические явления.

В случае с ТВ в большинстве случаев мы уже знаем, что делать. Если на нас или наших детей с экрана льются потоки агрессии (в аудио- или видеоформате), мы переключаем канал либо с помощью доп. услуг ограничиваем доступ детям, бережем их психику. А лучше всего воспитываем культуру просмотра и прививаем вкус: кто знает и умеет получать удовольствие от прекрасного, не потянется к агрессии, насилию и грязи.

Пример. Провели тестирование. Вопрос: кто из экранных героев нравится?

- Победа тараканов, Рембо, Дьявол два, Гадзилла, Терминатор. Ответы не были неожиданными. Неожиданно то, что осталось у них в сознании. Попросили нарисовать героев любимых фильмов, мультфильмов, сюжетов игр.

Мальчик 1 класса нарисовал языки пламени, сжигающие всё вокруг, сказал, что это горит его дом, пожарники тушат пожар, но чёрная волна поглотит мир, армия пришельцев всех уничтожит. Скоро все погибнут.

Другой мальчик нарисовал маленького зайчика, который опустил лапки, плачет, это добро, а зло рядом - большое, активное, храброе. Зайчик не спасётся, друзей у него нет, он погибнет, потому что добрым быть плохо.

Мальчик 3 класса сначала не хотел рисовать, плакал. Затем нарисовал маски – это крутые люди, которые завоюют мир. Поставят всех на колени. Чёрные повязки для того, чтобы их не узнали, я тоже среди них, скоро о нас все будут говорить.

На одном из рисунков группа мальчиков связала жертву, в руках у первого инструмент, чтобы пощекотать, затем расщепить, расчленить её, другой мальчик смеётся, одобряет, так как это всё прикольно.

Это же касается и агрессии в компьютерных видеоиграх. Когда ребенок все время повторяет «Я убил! Меня убили! Его убили! Сейчас убью! Надо убить!», когда он столько раз виртуально убивает, он вынужден подморозить свое сердце. Игры приучают ребенка с детства видеть, участвовать в драках, убийствах и получать от этого удовольствие. Посредством игры ребенок получает четкую модель поведения в обществе.

И основное решение в случае с агрессией в компьютерных играх и главная защита от нее – нет, не полный запрет. Никто не говорит, что необходимо полностью исключить компьютер из жизни, пользоваться им можно, но не более 40 минут в день, играть можно во что угодно: строить, ухаживать за животными, рисовать, сочинять музыку, но не убивать – тренировка на убийство деформирует не окрепшую психику ребенка. И опять же прививание культуры любви к прекрасному и созиданию, а не к грязи и разрушению.

И третье явление сегодняшней действительности, где ярко выражена виртуальная агрессия и на котором мы остановимся чуть подробнее, это интернет.

С возникновением такого явления, как Интернет, ни для кого уже не секрет, что он обнаруживает не только технические функции быстрой передачи данных, но также и средообразующие, коммуникативные - для виртуального взаимодействия индивидов. Начиная с 90-х гг. прошлого столетия, можно наблюдать ускоренную динамику развития социальных сетей. Они активно структурируются, профилируются, лавинообразно прирастают в численности самих сетей и их участников. Глобальные социальные сети объединяют сегодня сотни миллионов участников независимо от пола, возраста, уровня образования и национальной принадлежности.

Возросшие объёмы информации, а также доступ к массовой коммуникации привели к некоему гиперинформационному хаосу.

Интернет стал не только пространством массовой коммуникации. Аккумуляция информационных ресурсов Интернетом, наполнение его всевозможным контентом стало причиной изменения ролей субъекта и объекта. Изначально субъектом, который наполнял скудное пространство Интернета информацией, был человек. Теперь можно утверждать, что в настоящее время человек из роли субъекта переходит в роль объекта во взаимодействии с Сетью.

Попробуйте представить современного ребенка без мобильного телефона, компьютера, ноутбука или планшета. Это уже невозможно. Они рады наличию таких гаджетов, ведь это дарит возможность общения с друзьями, родственниками, одноклассниками. Однако наряду с этим возникают и проблемы. Мы сегодня не будем говорить о том, что это ухудшает зрение, снижает социальную активность и проч.

Есть не менее важная проблема – виртуальная агрессия.

Итак, чем отличается коммуникация в Интернете от других видов общения? Целый ряд значимых особенностей:

– общение протекает в письменной форме, традиционные невербальные языковые средства практически полностью отсутствуют;

– отсутствует непосредственный контакт между коммуникантами и достоверная информация об участниках общения (т.е. анонимность, физическая непредставленность коммуникантов);

– особенности лексикона пользователей Интернета, иные правила построения связных высказываний;

– новые сценарии и роли коммуникации;

– свобода и открытость

На каких принципах основано общение в социальной сети, и в чем истоки чувств, которые испытывает человек при электронной коммуникации?

Дело в том, что существует ряд факторов, определяющих общение в социальных сетях:

1. Ожидание.

Поведение пользователей в социальной сети часто определяется ожиданием. У каждого человека есть вполне нормальное желание получить ответную реакцию на свои действия.

На большинство своих действий в реальном мире человек тут же получает ответную реакцию. Если смотреть человеку в глаза и задавать вопрос, то сразу понятно, ответит ли он или нет. В социальной сети неизвестно, когда наступит ответная реакция на любое совершенное действие, так же, как и неизвестна реакция. В разных случаях можно получить как позитивную, так и негативную реакцию. -------Виртуальная агрессия.

2. Время ожидания.

В ответ на действие в социальной сети образуется период ожидания реакции, причем неизвестно, закончится ли ожидание реакцией или нет. И, если закончится, то какой. --------Виртуальная агрессия. Например, никогда не знаешь, когда будет получен ответ на личное сообщение, даже если пользователь находиться в онлайн. Часто человек сам не отдает себе отчет, что он ожидает в ответ на свое действие - лайк, дискуссию или перепост?

3. Эффект «большой комнаты».

Можно провести физическую аналогию, что все пользователи находятся в большой комнате, занимаются своими делами и время от времени выходят в центр и что-то кричат. В ответ их могут похлопать по плечу или ответить, а могут и совсем обойти вниманием. Иногда у пользователей может возникать чувство неопределенности - заметили окружающие выкрик или нет. Все эти высказывания в пустоту, неясные ожидания и запоздалые ответы держат человека в состоянии незавершенных мини-гештальтов и неполученных реакций.

4. Незнание.

Полный смысл передаваемого сообщения в социальной сети теряется. Когда молодой человек общается с девушкой в кафе, смотрит на нее, то получает ее сообщения, содержащие целый набор невербальных параметров. В социальных сетях восприятие только вербальное. При общении в социальной сети иногда сложно интерпретировать даже смайлик. Что он выражает - дружественную улыбку или саркастический смех? Наличие исключительно вербальной коммуникации может предполагать недопонимание со стороны обоих собеседников, что может привести к различного рода негативным реакциям, что является ещё одним фактором, влияющим на желание вложить в сообщения невербальные составляющие - мимику, эмоции, личное присутствие, взгляд, улыбку или смех.

5. Неопределенность.

При общении в сети нельзя точно знать, почему люди не отвечают на сообщения: потому что девушка ушла варить кофе, чтобы не заснуть и просидеть еще полночи, или она общается с кем-то другим. Неизвестно - те песни, комментарии и лайки, которые оставляют на ее стене - лишь дружественные знаки, или в текстах песен хранятся недоступные постороннему наблюдателю важные смыслы. Люди не видят всего сообщения, и ситуация неопределенности начинает рождать интерпретации видимого, обычно ложные и надуманные.

6. Совпадения настроения.

Социальные сети решают проблему синхронизации человеческих состояний. Как и частная переписка. В жизни мы часто натыкаемся на то, что наш собеседник не готов воспринять наше сообщение - в момент обращения к нему он занят делами или другими мыслями. В сети эти ситуации частично сглаживаются тем, что можно отложить ответ на сообщение на то время, когда придет настроение или возможность

Специфические черты электронной коммуникации порождают также и целый ряд негативных явлений. Причем масштабы этих явлений представляются вполне серьезными. Рано или поздно пользователь сталкивается с проявлениями виртуальной агрессии.

А мы подробнее остановимся на еще одном уникальном явлении виртуальной коммуникации. Многие из социальных сетей допускают анонимное взаимодействие пользователей, регистрирующихся «под ником» - условным обозначением, не предоставляющим возможности идентификации с реальным субъектом. Такого рода анонимное представительство создает условия для нарушения этики сетевого взаимодействия, проявления различных форм агрессивного и оскорбительного поведения, называемого троллингом. Однако этот вид виртуального натиска также иногда используется и персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности и эпатаже. Основными площадками для своих демаршей представители этой троллинговой группы выбирают различные тематические форумы и конференции социальных сетей, порталов и новостных сайтов.

Учитывая то, что отсутствие физических и визуальных контактов позволяет любому участнику виртуальных пространств создавать любой желаемый образ своего виртуального Я, участники Интернет-сообществ активно этим пользуются.

Троллинг - процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтов посредством нарушения правил этического кодекса Интернет-взаимодействия.

Будучи средством агрессивного воздействия, порождающим ответную агрессию, троллинг является одним из самых действенных и практически ненаказуемых механизмов жесткой манипуляции, межличностной, внуригрупповой и межгрупповой.

Троллинг как форма социальной агрессии имеет свои уникальные характеристики:

троллинг может существовать исключительно в виртуальных сообществах;

обладает специфическими механизмами быстрого возбуждения лавинообразной агрессии, мгновенно распространяющейся на большинство участников виртуального сообщества;

у потенциальной жертвы конфликта отсутствует возможность физического или визуального контакта с инициатором самой конфликтной ситуации.

Какие бывают интернет-тролли?

Тролль-комментатор представляет собой сравнительно редко встречающуюся разновидность троллей, принимающих участие во всех без исключениях темах и дискуссиях на избранных ими в качестве жертв форумах за счет публикации избыточных по величине массивов достоверной тематической или специальной информации, а также развернутых комментариев. Цель - привлечение к себе максимального внимания участников форумов, замыкание на себе со временем большинства подписчиков, полное подавление и отпугивание аудитории своей глубокой эрудицией, псевдоэрудицией и авторитетным мнением. Сообщество, конференция или ее ветка распадаются либо утрачивают большинство участников.

Тролль-провокатор представляет наиболее выделяющуюся форму агрессивного социального поведения. Такие участники форумов интенсивно вступают в диалог по обсуждаемой тематике. Активно проталкивая свою точку зрения и унижая либо опровергая чужие точки зрения в образовавшейся дискуссии, они провоцируют агрессию вокруг того или иного обсуждения. Автор-тролль пытается получить удовлетворение от создавшейся в процессе тематического обсуждения негативной атмосферы.

Тролли-советчики - это особый вид троллинга, который заключается в том, что тролль под видом помощи или совета жертве начинает писать на форумах довольно бессмысленные вещи. Такой вид троллинга популярен на IT- и технических форумах, где тролль обычно проходит по всем веткам, размещая комментарии в каждой, якобы желая помочь жертве. Но на самом деле при виде глупого ответа на свой вопрос пользователь фактически «ведётся» на провокацию тролля, начинается «флейм», и жертву «банят» на форуме или в чате. Очевидно, что и в этом случае прослеживаются типичные формы манипуляции, приводящие к агрессии и деформации социального коммуникативного пространства.

Как же правильно реагировать на такую форму виртуальной агрессии, как троллинг? Способы борьбы с троллингом:

Популярная мудрость учит избегать кормления троллей и игнорировать искушение им ответить. Ответ на троллинг неизбежно уводит обсуждение от темы, выводит из равновесия наблюдателей и снабжает тролля вниманием, которого он жаждет. Однако так как охотники (аналогично троллям) часто сами провоцируют конфликты, в итоге проигрывают только другие пользователи форума, которые предпочли бы, чтобы конфликт не появлялся вообще.

Часто применяемое средство против троллей - вмешательство модератора.

Итак, можно выделить несколько общих способов для борьбы с троллингом:Игнорирование. Принцип «Не корми тролля!» обуславливается тем, что тролль жаждет именно внимания и если оно ему не уделяется, то есть большая вероятность, что он просто переключит внимание на кого-либо другого.

Бан. Немедленный бан может предотвратить разрастание споров. Вступить в диалог с троллем. Однако, способ этот эффективен не для каждого, т.к. существуют эксперты по сетевому троллингу - люди, специализирующиеся на борьбе с «нечистотами» интернета.

И последнее, но самое опасное явление в среде виртуальной агрессии - кибербуллинг.

Это относительно новое понятие, которое мы заимствовали у Запада вместе с социальными сетями и чатами. Что же это за напасть? Это одна из форм преследования, травли, запугивания, насилия подростков и младших детей при помощи информационно-коммуникационных технологий, а именно Интернета и мобильных телефонов. Чтобы лучше понять, что такое кибербуллинг (cyber-bullying), давайте рассмотрим происхождение термина. Если его первая часть понятна и без объяснений, то вторая часть названия этого виртуального террора происходит от английского слова bull («бык»). Отсюда идут все родственные значения – придираться, агрессивно нападать, провоцировать, терроризировать, донимать, бередить, травить и проч.

Самым большим минусом виртуального пространства является то, что мы общаемся при отсутствии межличностного контакта как такового. То есть не видим человека, соответственно, не можем со 100% уверенностью утверждать, кем он является в действительности. Получается, каждый человек может придумать себе новую жизнь, новое «амплуа», новое поведение. Ведь крайне маловероятно, что правда рано или поздно выяснится. Таким образом, человек не боится, что когда-то ему придется отвечать за поступки, высказывания, действия, поэтому он ведет себя как угодно, как правило, совсем плохо, некорректно. Это подробный ответ на вопрос о том, что такое кибербуллинг. Подростки часто пользуются такой возможностью, «примеряют» на себя другие роли, причем делают это с удовольствием. Есть и взрослые люди, которые осведомлены, что такое кибербуллинг, они используют это забавы ради или вследствие психологических заболеваний. Какими могут быть последствия? К сожалению, самыми печальными. Хотя слово это и относительно новое, но уже известны случаи о попытках суицида, о травмах, о трагических смертях, и все это вследствие нападения на подростка через чаты, социальные сети, электронную почту. Цель виртуального террора – нанесение психологического вреда. Невидимым, но очень страшным является кибербуллинг. Чем он опасен, какими грозит последствиями, к сожалению, знают уже многие родители и подростки.

Интернет-троллинг и кибербуллинг в чем-то схожи, однако последний вид имеет более серьезные последствия.

Типы буллинга.

Террор в виртуальном пространстве имеет много форм проявления. Самая безобидная – шутки, приколы. На противоположной же стороне – мощное психологическое воздействие, приводящее к суицидам и смертям. Кибербуллинг - инновационный способ насилия над ребенком, который не каждый родитель может вовремя заметить и каким-либо образом правильно отреагировать. Тип 1: перепалки (флейминг). Имеется в виду обмен маленькими, но очень эмоциональными репликами. Как правило, участвуют в этом двое людей, хотя не исключено и присутствие нескольких человек. Разворачивается эта перепалка в «публичных» местах Интернета. Может закончиться быстро и без последствий, а может перерасти в длительный конфликт. С одной стороны, это противостояние равных участников, с другой – при определенных условиях может превратиться далеко не в равноправный психологический прессинг, влекущий за собой сильные эмоциональные переживания жертвы.

Тип 2: нападки (постоянные атаки). Это регулярные высказывания оскорбительного характера в адрес жертвы (много СМС-сообщений, постоянные звонки) вплоть до перегрузки приватных каналов. Встречаются такие нападки в форумах и чатах, играх онлайн.

Тип 3: клевета. Как понятно из названия, это распространение неправдивой, оскорбительной информации. Это могут быть песни, текстовые сообщения, фото, которые часто имеют сексуальный характер.

Тип 4: самозванство. Кибербуллинг - опасное виртуальное «быкование», которое также подразумевает перевоплощение в определенную личность. Преследователь использует данные жертвы (логины, пароли к аккаунтам в сетях, блогах) с целью осуществления от ее имени негативной коммуникации. То есть человек (жертва) и не подозревает, что рассылает оскорбительные сообщения или ведет переписку.

Тип 5: надувательство. Это выманивание преследователем какой-либо конфиденциальной информации жертвы и использование ее для своих целей (публикация в Интернете, передача третьим лицам).

Тип 6: отчуждение. Любой человек рано или поздно хочет быть включенным в какую-либо группу. Исключение из нее воспринимается очень остро, болезненно. У ребенка падает самооценка, разрушается его нормальный эмоциональный фон.

Тип 7: киберпреследование. Это одна из самых ужасных форм. Жертву скрыто выслеживают для совершения нападения, избиения, изнасилования.

Тип 8: хеппислепинг (в переводе "счастливое хлопанье") Название появилось после ряда случаев в метро Англии, когда подростки избивали случайных прохожих, а другие люди записывали видео на мобильные телефоны. Такое жестокое поведение используется для того, чтобы сделать видео, разместить его в Интернете и набрать большое количество просмотров. Вот такая страшная реальность.

Профилактика и предотвращение кибербуллинга.

Что же делать взрослым, как уберечь своего ребенка от злой реальности, ведь телефон или компьютер все прочнее входит в жизнь? В первую очередь надо быть очень внимательными к своему чаду, его увлечениям, особенно виртуальным. У взрослых и детей разные предпочтения в фильмах, музыке, Интернете. В последнем, как и в случае с правилами дорожного движения, нельзя все пускать на самотек, необходимо объяснять подрастающему поколению «правила игры», что можно делать, а что категорически запрещено в виртуальном мире. Доступ к Интернету надо регулировать, четко разъяснять, какое поведение может быть плохим и опасным. Где у вас в доме расположен компьютер? Если в самом дальнем углу квартиры, где никто не видит, чем конкретно занят сын (дочь), рекомендуется перенести его в то место, где практически постоянно есть люди (гостиную, кухню). Занимаясь своими делами, вы сможете не только «нечаянно» следить за посещаемыми страницами, но и видеть настроение своего ребенка. Следите за его интересами не только в виртуальном пространстве, но и в реальной жизни, это поможет узнать, чем он живет, что его интересует, какие эмоции вызывает тот или иной факт. Начинайте бить тревогу и «ломать» дома все гаджеты, если ребенок после работы за компьютером неважно себя чувствует, не идет на контакт, избегает общения со сверстниками, категорически отказывается идти в школу и проч. Слишком много проблем и последствий имеет кибербуллинг.

Заключение

К сожалению, виртуальная коммуникация может выступать не только средством управления стрессом, но и источником его возникновения. В частности, одним из широко распространенных в социальных медиа негативных явлений является целенаправленное вербально-агрессивное поведение.

Ряд факторов, характеризующий общение в сети - порождают также и целый ряд негативных явлений. Причем масштабы этих явлений представляются вполне серьезными, а способы их корректировки находятся пока в лишь в стадии осмысления.

Актуальность проблемы интернет-агрессии, рост её распространенности связаны с тем, что в социальных медиа, как в зеркале, отражается такая общая проблема нашего социума, как рост агрессивности. Параллельно тому, как уровень культуры в обществе падает, уровень агрессии растет. Эти явления взаимосвязаны, и их проявлением является волна виртуальной агрессии в Интернете.

Как следствие - отсутствует культура толерантной коммуникации в молодежной подростковой среде, не обеспечен широкий доступ населения к информации о процессах по формированию в обществе установок толерантного сознания.

Подобная проблема, впрочем, характерна не только для российского, но и для западного социума. В условиях же российского правового бескультурья, в частности «правового вакуума» в сфере регулирования Интернета (в силу отсутствия отдельного законодательства), виртуальная агрессия в Интернете достигает крайней степени выраженности.

Отличием подобного агрессивного поведения в виртуальной коммуникации от коммуникации реальной является его безнаказанность, вследствие чего троллинг и является широко распространенным социомедийным явлением, а для части пользователей сети - привычным сетевым поведением.

В основе «эпидемии» словесной агрессии лежит свойственный для современного российского социума мотив зависти к более успешным индивидам. Такова изнанка виртуальной социализации, ведущего мотива пользователей соц. медиа - стремления к самовыражению и самопродвижению, привлечению публичного внимания к собственной личности.

Интернет-общение принимает форму агрессивного, негативного диалога, по стольку, поскольку сама конфликтная ситуация в большинстве не обременяется последствиями, а лишь служит фактором разрядки, либо самоутверждения коммуникантов за счёт унижения друг друга, обесценивания интересов, ценностей и норм оппонента.

Таким образом, если формулировать основные способы предотвращения негативного влияния агрессивного поведения, получаем следующее:

– Формирование культуры общения в сети.

– Формирование культуры толерантной коммуникации вообще и в сети в частности.

–Прививание любви к прекрасному, знакомство с образцами прекрасного в культуре, обществе, поведении и пр.

– Снижение общего уровня агрессивности.

– Соблюдение этического кодекса Интернет-взаимодействия.

И главное – знать, чем увлекается и живет ребенок, чтобы в нужный момент быть рядом.

УЗ «1-я городская детская поликлиника»

Минск, ул. Золотая Горка 17

Регистратура
+375 17 293-63-18
+375 17 293-68-94

Вызов врача на дом
+375 17 293-68-93

"Горячая" линия
+375 17 293-63-06

Телефон доверия
по фактам коррупции
+375 17 290-55-01

Республиканский телефон доверия для наркологических пациентов
8-801-100-21-21

Экстренная психологическая помощь для взрослых
+375 17 352-44-44, +375 17 304-43-70

Экстренная психологическая помощь для детей и подростков
+375 17 263-03-03

Экстренная психологическая помощь для несовершеннолетних в кризисной ситуации
8 801 100-16-11