Режим дня детей младшего школьного возраста

Режим дня для детей младшего школьного возраста имеет первостепенное значение. Соблюдение его позволит правильно развиваться организму, а также будет способствовать предупреждению заболеваний.

При составлении режима, распорядка дня для детей младшего школьного возраста невозможно воспользоваться какой-либо одной жесткой схемой, так как каждый ребёнок, каждая семья имеет свои особенности, свои традиции, но использовать рекомендации, которые носят общий характер конечно возможно.

Для правильного режима дня для детей младшего школьного возраста надо учитывать ритм, определенное чередование различных видов занятий. Если они выполняются в определенной последовательности и в одно и то же время, то в центральной нервной системе ребёнка будут создаваться «привычки», облегчающие переход от одного вида деятельности к другому. Необходимо стараться выдерживать временные моменты режима дня. Это необходимо взять за основу при составлении распорядка дня.

Составляя режим дня для детей младшего школьного возраста необходимо учитывать следующее:

Необходимость обязательного чередования труда и отдыха.

– Прием пищи должен быть регулярным и полноценным.

– Ночной сон должен быть не менее того времени, которое достаточно для полноценного отдыха ребёнка, а также соблюдение времени подъема и отхода ко сну.

– Четко определенное время утренней зарядки, гимнастики, а также гигиенических процедур.

– Четкое определения времени для выполнения учебных домашних заданий. – Необходимо также предусмотреть 10-15 минутные перерывы во время занятий на отдых.

Определиться с продолжительностью отдыха, причем желательно с наибольшим временем на открытом воздухе.

Утро необходимо начинать с зарядки, гимнастики, длительностью 10-15 минут. Гимнастика усиливает работу сердца, вентилирует легкие, также улучшает обмен веществ в организме подростка и, в общем, оказывает благотворное влияние на нервную систему.

Затем необходимы водные, гигиенические процедуры. Можно принять душ, облиться водой или просто обтереться. На утренний туалет надо тратить не более 30 минут. Все эти мероприятия подготавливают организм подростка к трудовому, учебному дню.

По возвращению из школы не стоит сразу приступать к выполнению домашних заданий. Необходимо некоторое время передохнуть, желательно – активно. Необходимо предусмотреть 1 – 2 часа времени для прогулок, пребывания на свежем воздухе.

Приготовление заданий на дом для школьников младших классов необходимо предусмотреть 1,5 – 2 часа, средних классов – 2 – 3 часа, а для старшеклассников 3 – 4 часа.

Перед сном желательна вечерняя прогулка или же спокойные занятия, чтобы к отходу ко сну у ребёнка нервная система находилась не в возбужденном состоянии, а в спокойном. Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна.

При построении режима дня учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8-12 ч и в 16-18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.

В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников.

Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия - важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма.

Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем - 2,5 - 3 ч, в старшем - 2-2,5 ч.

В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей.

Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста - 1-1,5 ч, среднего и старшего - 1,5 - 2,5 ч в день. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на компьютере. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на компьютере, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей и подростков.

Занятия в различных кружках, общественная работа должны соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей. Не рекомендуется участие школьников более чем в двух кружках.

В свободное от занятий время учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в доме. Школьники младших классов могут убирать комнаты, мыть посуду, ухаживать за комнатными растениями. Более старшие школьники могут ухаживать за младшими детьми в семье, принимать участие в приготовлении пищи, уборке квартиры, уходу за домашними животными, выполнять садово-огородные и другие работы.

В школах дети также могут привлекаться к самообслуживанию и общественно полезному труду.

В таблице приведен примерный режим дня детей младшего школьного возраста:

12-13 лет   

Утро – время подъема

7.00.

Утренняя гимнастика, зарядка, гигиенические процедуры, заправка постели, утренний туалет        

7.00 — 7.30.        

7.00 — 7.30.

Легкий первый завтрак         

7.30 — 7.50.        

7.30 — 7.50.

Путь в школу, возможна утренняя прогулка перед началом занятий

7.50 — 8.20.        

7.50 — 8.20.

Учеба, занятия в школе         

8.30 — 14.00.       

8.30 — 14.30.

Горячий второй завтрак в школе, возможна прогулка после школы (по пути домой)       

14.00 — 14.30     

14.30 — 15.00.

Основательный обед   

14.30 — 15.00.    

15.00 — 15.30.

Время для прогулок, игр и занятий спортом     

15.00 — 17.00.   

15.30 — 17.00.

Легкий полдник  

17.00 —17.15.

Время для приготовления домашних учебных заданий      

17.00 — 19.30.    

17.00 — 20.00.

Ужин и занятия по выбору, по интересам

19.30 — 21.00.    

20.00 — 21.30.

Готовимся ко сну – умываемся, чистим одежду и обувь

21.00 — 21.30.    

21.30 — 22.00.

Ночной сон

21.30 — 7.00.      

22.00 — 7.00.

И в заключение…

Необходимо активное участие ребёнка при составлении распорядка дня, это даст лишний стимул к его выполнению. Желательно также красиво оформить плакат «Мой режим дня», это будет способствовать также и эстетическому воспитанию школьника.

УЗ «1-я городская детская поликлиника».

Минск, ул. Золотая Горка 17

Регистратура
+375 17 293-63-18
+375 17 293-68-94

Вызов врача на дом
+375 17 293-68-93

"Горячая" линия
+375 17 293-63-06

Телефон доверия
по фактам коррупции
+375 17 290-55-01

Республиканский телефон доверия для наркологических пациентов
8-801-100-21-21

Экстренная психологическая помощь для взрослых
+375 17 352-44-44, +375 17 304-43-70

Экстренная психологическая помощь для детей и подростков
+375 17 263-03-03

Экстренная психологическая помощь для несовершеннолетних в кризисной ситуации
8 801 100-16-11