17 сентября 2020 – Всемирный день безопасности пациентов.

Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, в рамках 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 194 страны объявили 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.

«Не навреди» — старейший принцип медицинской этики, который должен неукоснительно соблюдаться.

Для обеспечения безопасности в медицинских учреждениях применяют следующие способы и методы:

– сохранение и улучшение здоровья;

– предупреждение и устранение патогенных факторов, защита расстоянием, экраном и временем, коррекция среды обитания и организма;

– прогнозирование и индикация угроз;

– своевременное оповещение о возникновении угроз.

Средства обеспечения безопасности:

– нормативные и методические документы;

– технические средства охраны и защиты;

– медицинские средства профилактики и защиты;

– технические информационные средства.

В рамках обеспечения безопасности пациентов в медицинских учреждениях важно соблюдение следующих требований:

обеспечение чистоты рук медицинских работниковСоблюдение правил личной гигиены рук, применение одноразовых стерильных перчаток, обработка перчаток антисептиками в большинстве случаев позволяют решить эту проблему.

– применение в необходимых случаях при лечении больных только стерильных инструментов. При контакте с тканями больного, кровью, слюной, гноем, перевязочными материалами и др. происходит инфицирование инструментов. Широко применяют одноразовые стерильные инструменты и материалы. Важна качественная обработка и стерилизация инструментов, используемых повторно.

применение санитарно-противоэпидемического режима в медицинских учрежденияхТщательная уборка с применением дезинфицирующих препаратов, регулярное медицинское обследование персонала позволяют решить проблему биологической безопасности больных и персонала.

– безопасная фармакотерапия и адекватное обезболивание при оперативных вмешательствахСледует помнить, что введение лидокаина, например, может привести к смерти пациента.

– врачу-стоматологу необходимо умело общаться с пациентами, так как стоматологические вмешательства выполняются в мощной рефлексогенной зоне и часто вызывают страх у больных.

предотвращение падения пациентов в лечебном учреждении также актуально в плане безопасности, особенно маленьких детей.

– эффективное и безопасное взаимодействие персонала медицинских учреждений, тем более в условиях проведения высокотехнологичных операций и манипуляций при участии нескольких человек, бригады. В данных ситуациях проблему представляет искажение при приеме или передаче медицинской информации.

стремление к исключению врачебных ошибок. Большую роль играет личная профессиональная подготовка врача и организация работы лечебно-профилактического учреждения.

Частными вопросами обеспечения безопасности пациентов могут быть профилактика возгораний в операционных, предупреждение электрических и радиационных поражений и др.

В подразделениях медицинского учреждения у пациентов могут развиться угрожающие их жизни состояния: обморок, коллапс, шок, судороги и комы, явления острой сердечной и легочной недостаточности, различные травмы. В этих случаях возникает потребность в оказании неотложной медицинской помощи.

Персонал медицинских учреждений должен знать и эффективно применять на практике весь арсенал необходимых в каждом конкретном случае мероприятий по выведению больного из угрожающего его жизни состояния.

Неблагоприятные реакции могут возникнуть в результате любых медицинских вмешательств даже при их правильном выполнении (вне зависимости от того, имеют ли они диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность).

Безопасность пациента – это максимально возможное соответствие исходов лечения ожиданием врача и пациента при минимальном риске отрицательных последствий лечения и диагностики.

На сегодняшний день здоровье населения является одним из важнейших направлений развития страны на длительный исторический период, а также обеспечения стабильности и благополучия в обществе и национальной безопасности государства в целом. Безопасность рассматривается в качестве социальной ценности. 

Минск, ул. Золотая Горка 17

e-mail: lpu1gdp@tut.by

Регистратура
+375 17 293-63-18
+375 17 293-68-94

Вызов врача на дом
+375 17 293-68-93

"Горячая" линия
+375 17 293-63-06

Телефон доверия
по фактам коррупции
+375 17 290-55-01